Protopopiatul de Criuleni si Dubasari 212s
Arhiva

PostHeaderIcon История церкви «Св. Влмч. Дмитрия» села Избешты, Криулянского района

IMG_1151

В библиографических источниках справочного характера дореволюционного и румынского периодов, о церкви содержаться следующие сведения:

  • «С. ИзбиштяАрхистратигов – деревянная, посредственная; достаточная ризами, иконами и книгами – 1797.»;
  • «Избешты, в честь Cв. Архистратигов Гавриила и Михаила построена каменная церковь в 1788 г., а перестроена по ветхости в 1857; непрочная»;
  • «Izbeşti cu bis. Arh. Mihail şi Gavriil, zidită la 1778 din piatră, de Mihail Tipa»(Избешты с церковью Арх. Михаила и Гавриила, построена из камня в 1778 году Михаилом Типа);
  • «Izbeştea, biserica cu hramul Mihail şi Gavriil, zidită la 1778,  din piatră şi reconstruită la 1839»(Избиштя, церковь Михаила и Гавриила, построена из камня в 1778 году и перестроена в 1839);
  • «Izbeşti, jud. Orhei. Biserica Sf. Arh. Mihail şi Gavriil, zidită la anul 1778 din piatră, acoperită cu şindrilă. Este una din bisericile interesante din Basarabia care şi-a păstrat caracterul său moldovenesc. Biserica are forma corabiei cu clopotniţă şi un mic turnuleţ. Pereţii altarului sunt susţinuţi de trei contraforturi. Şi aici sunt icoane cu zugrăveală veche şi cu inscripţii moldoveneşti.»(Избешты, Оргеевский уезд. Церковь Св. Арх. Михаила и Гавриила, построена из камня в 1778 году, покрыта шенделью. Одна из интересных церквей Бессарабии которая сохранила свой молдавский характер. Церковь построена в форме корабля, имеет колокольню и маленькую башню. Стены алтаря поддержаны тремя опорами. Есть старинные иконы и c молдавской писменностью).

В изданиях советского периода приводятся такие описания: «…Архангельская (1778) – в селе Избище …Наряду с трехконховыми в последней четверти XVIII века в Молдавии строились и базиликальные церкви, перекрывавшиеся полуцилиндрическими сводами (Архангельская в селе Избище)».

К этому следует добавить, что с 1975 года церковь включается в список памятников архитектуры республиканского значения, взятых под государственную охрану: « Архангельская церковь с. Избище – 1778 г.»

Вышеприведённые библиографические выкладки заставляют предположить, что составители справочных и обзорных работ, а также списков памятников архитектуры, пользовались не вполне проверенными исходными данными, поскольку, как нетрудно заметить, во всех печатных изданиях, за исключением первого, краткого, самого раннего упоминания, речь однозначно идёт именно о каменной церкви, построенной в 1778 (или 1788) году.

Историко-архивные источники (церковные документы 1860-1916 гг.) свидетельствуют:

  • «Церковь Святого Архистратига Михаила, Оргеевского уезда, села Избешт построена в 1788 году тщанием покойника Михея Пипы, а 1839 года тщанием умершего надворного советника Иеремии Кириллова Янова переделана с камня»;
  • «Архангело-Михайловская церковь селения Избешт, Оргеевского уезда построена в 1788 году тщанием умершего прихожанина, поселянина Михаила Типы, а в 1839 году заново перестроена тщанием умершего помещика Иеремии Янова»;
  • «Церковь построена в 1778 году тщанием умершего крестьянина Михаила Типы; в 1839 году заново перестроена тщанием умершего помещика Иеремии Янова; в 1887 году капитально отремонтирована и покрыта шенделью старанием местного священника Исайи Чубука и прихожан».

 При этом, правда, не вполне отчетливо и ясно указывается каковой же была первоначальная церковь до перестройки: деревянной или каменной? И каким вообще был характер перестройки?

В значительной степени прояснить обстоятельства происходивших событий помогают сохранившиеся документы церковной переписки.

Так, в рапорте старшего благочинного Оргеевского уезда, протоиерея Симеона Балтаги за № 458 от 20 мая 1838 года, направленном архиепископу Кишиневскому и Хотинскому Димитрию, сообщается, «…селение Избешты Михайловская церковь, деревянная, ветхая, покрыта камышем…», а поэтому: «Помещик и общество желают подчинить сию церковь следующим образом: стены кругом сделать каменные, общикатурить и выбелить; пол деревянный; на место ветхого престола устроить новый в указной меры и покрыть драницею; для чего имеют в готовности материал: камень, известь, дерево и наняли майстеров.». На что архиепископ Димитрий своей резолюцией от 23 мая 1838 года дал благословение.

А почти ровно через год рапортом за № 264 от 19 мая 1839 года благочинный Симеон Балтага доложил: «…18 числа настоящего майя месяца, в четверг, освятил я подчиненную в селении Избешты Михайловскую церковь на старом Антиминсе…».

Таким образом, выявленные историко-архивные источники дают возможность вполне обоснованно пересмотреть утвердившуюся в литературе дату постройки каменной церкви в селе Избешты.

Как можно убедиться, в вышеприведённых выдержках из подлинных документов излишне не акцентируется тот факт, что в результате произведённой в 1838-39 гг. «починки» практически было сооружено  каменное здание новой церкви.

Вероятно, для Консистории это не являлось особо важным признаком, т.к. при возведении каменной церкви было бережно сохранено традиционное место Св. Престола, который и в новом каменном здании, в обновлённом виде, остался главной принадлежностью храма, и, таким образом, как бы продолжилось существование первоначального храма. Наверное, поэтому было проведено лишь малое освящение храма (на старом антиминсе), как обычно делалось после ремонтов.

Однако, если такое отношение объяснимо и допустимо по высшим церковным соображениям, то для архитектурной науки подобная строительная трансформация имеет, весьма отличительное, значение, т.к. в 1839 году произошло качественное изменение материального состояния объекта (иначе говоря, деревянная постройка стала каменной).

К тому же, произошедшее дает основание полагать, что нынешние формы некоторых каменных церквей, построенных, как и каменная церковь в селе Избешты, строго на месте предшествующих им деревянных, в какой-то степени наследуют формы прошлых церковных построек. Но, все же думается, что нельзя говорить о чисто механическом заимствовании, как плановых, так и объёмных форм полностью.

В дополнение к вышеизложенному заметим, что только во второй половине XIX века каменная Избештская церковь претерпела, как минимум, три ремонта (в 1864 г., в 1873 г. и 1887 г.); и к началу XX  века дошла в далеко не лучшем конструктивном состоянии.

Поэтому прихожане, жители села «…в заботливости своей к сооружению новой церкви в селении Избешты…» начали постепенно собирать денежные средства, т.к. состояние церкви вызывало у них вполне определённые опасения, о чём они и сообщали в Консисторию: «…в настоящее время церковь наша совершенно ветхая, подпертая и покренившаяся и одна стена с южно-западной стороны заделана кирпичом, чтобы не упала…».

К 1908 году было собрано 1140 рублей и вся сумма положена на банковский счёт. Но в том году священник Жеманян без согласования с церковным старостой и обществом села снял почти все деньги со счёта и употребил на строительство приходского дома. Это повлекло со стороны общества села – прихожан – жалобы в Консисторию на такое финансовое самоуправство священника. При расследовании Консисторией обстоятельств дела стороны примирились, и все претензии к священнику Жеманяну были сняты.

На основе данных сведений можно определить, что металлические затяжки появились не ранее 1908 года, а как мы предполагаем, уже в румынский период (между 1918 г. и 1944 г.), когда, по всей видимости, производился капитальный ремонт здания церкви с укреплением конструктивной основы.

Ктитором деревянной Архангело-Михайловской церкви был житель села Избешты, крестьянин Михей Пипа, имя которого с течением времени, в более поздних церковных документах трансформировалось в Михаил Типа и в таком виде вошло в библиографические источники (печатные публикации).

Но если о Михее Пипе не сохранилось больше никаких сведений, то о ктиторе каменной  Архангело-Михайловской церкви, местном помещике Иеремии Кирилловиче Янове остались заметные следы в исторических документах первой половины XIX века, которые позволяют более-менее подробно осветить его биографию, и в частности – служебную деятельность.

Так, именным императорским указом Александра I-го от 29 апреля 1818 года «…за особенные труды, понесенные некоторыми чиновниками по образованию сего края …» целая группа представителей видных молдавских боярских фамилий (таких, как Рышкан, Башота, Донич и др.) была «всемилостивейше» пожалована гражданскими чинами довольно высоких классов. В том числе, чином титулярного советника был награждён 32-летний бессарабский помещик, губернский секретарь Иеремия Янов, что давало ему право на вступление в дворянское сословие, которым он и воспользовался в 1821 году, получив потомственное российское дворянство (вместе со своими родными братьями: коллежским секретарем Иваном Яновым, казначеем Измаильских земель и отставным штабс-капитаном Филимоном Яновым, казначеем Аккерманских земель).

В дальнейшем Иеремия (или, как иногда писали в документах, Еремей) Янов занимал отнюдь не рядовые должности в администрации Бессарабской области  (напомним, что тогда Бессарабия имела статус автономной области в составе Российской империи):

1825-1831 гг. – Член Верховного Совета;

1831-1834 гг. – Областной совестной судья;

1834-1837 гг. – Председатель Областного Гражданского Суда.

     Закончив карьерный рост в чине надворного советника, который по «Табели о рангах» соответствовал воинскому званию подполковника, почему в некоторых документах его, слегка повышая в звании, уважительно именовали «полковник Янов».

В заключении отметим, что каменная Архангело-Михайловская церковь в с. Избешты, беспрерывно действовавшая на протяжении 120 лет, a в 1959 г. по решению тогдашних властей была закрыта для богослужений.

В 1988 году началось духовное и национальное возрождение, и по требованию прихожан власти вновь открыли церковь. Верующие с большой любовью восстановили свой храм и в 1989, с благословением Преосвященного Владимира, епископа Кишенёвского и Молдовы, отец Иоан Руснак совершил первую Св. Литургию.

На ограждённой территории церковного двора находится пять каменных надгробных памятников приличной сохранности. Один, по всей видимости, самый старинный, без надписей (стела, в форме вертикально поставленной прямоугольной плиты, на которой врезным контуром изображен крест), расположен в северо-западном углу двора. И четыре – в ряд, друг за другом, по линии запад-восток, параллельно зданию церкви, с северной стороны. На них содержатся следующие надписи (в порядке последовательности):

  1. «Священник Исайя Чубук жена его Иоанна Георгиевна дочь их Наталия». «Священник Андрей Мадан и млад. Исайя и Домникия»;
  2. «Здесь покоится прах Полковника Никанора Петровича Жнова умершего 12 марта 1880 года»;
  3. «Здесь покоится прах жены старшего адъютанта штаба 15-го пехотного полка Мараки Надежды. Родившейся 10 июня 1841 г..Умершей 20 августа 1869 г.»;
  4. «……………………………….

………(неразборчиво)……….».

Среди этих памятников наше внимание в первую очередь привлёк первый памятник, где согласно надписям захоронены священники Избештской церкви: о. Исайя и о. Андрей (данные о которых содержатся в предыдущем разделе настоящей справки). Вероятно, общий памятник обоим священникам и членам их семей поставлен потому, что их связывали родственные узы, т.к. священник Мадан был женат на дочери священника Чубука. Таким образом, это своего рода семейное захоронение.

Что касается других памятников, то можно лишь отметить – все они появились на церковном дворе, вблизи церкви только после разрешения духовных властей, как о том свидетельствует документ 1901 года: «Под церковью фамильных склепов не имеется; в ограде церковной погребены, на основании разрешения Епархиального Начальства: местный помещик, полковник Жнов, губернский секретарь К. Гришенко, жена штабс-капитана Мараки, местный священник и его жена и дочь». Отсюда следует, что четвёртый памятник с неразборчивой надписью принадлежит захоронению губернского секретаря К. Гришенко, а также, что памятник над могилой священника Чубука с женой и дочерью Наталией, возможно, ещё существовал до смерти священника Мадана.

На сей день в приходе действует крепкая духовная община, которая способствует воспитанию христианских православных ценностей, и в чём да поможет нам Бог!

Священники:

Как удалось выяснить, в первой половине XIX века в приходе села Избешты служили следующие священники: о. Феодор Вердеш, о. Георгий Стериович и о. Павел Михул.

Самым старшим из них  по возрасту был священник Феодор Вердеш, родившийся еще в прошлом XVIII столетии, примерно, в конце 1770-х годов. Его сын, Иоанн Вердеш сначала, с 1837 года, был при церкви дьячком, а затем на протяжении многих лет диаконом (рукоположен в 1845 году).

    Священник Георгий Стериович умер 7 ноября 1837 года, оставив вдову Марию и дочерей Евфимию и Иоанну (последняя в последствии стала женой священника Чубука).

    Также, как и отец Георгий Стериович, священник Павел Михул прожил не столь уж долгую жизнь, скончавшись в довольно молодом возрасте. Им обоим было чуть более 30-ти лет.

К сожалению, установить конкретные сроки службы каждого из священников, а также подробности их биографий не представилось возможным. Известно лишь, что к 1857 году все они уже почили, но вдовы священников еще долгие годы были приписаны к причту Избештской церкви как сиротствующие и получали денежные вспомоществования.

    С 1857 г. – о. Исайя (Саввович) Чубук, родился в 1824 г., священнический сын, в семинарии не обучался. В 1847 г. указом Консистории определён к Михайловской церкви м. Криулян пономарем. 25 сентября 1851 г. Преосвященным Иринархом рукоположен во диакона к той же церкви. 10 ноября 1857 г. Преосвященным же Иринархом рукоположен во священника к Михайловской церкви села Избешты. 17 сентября 1864 г. за усердное попечение об исправлении починкою своей церкви изъявлена ему признательность Епархиального Начальства. 22 сентября 1873 г., за усердное попечение о вверенной ему церкви, награждён набедренником.  26 марта 1879 года Указом Святейшего Синода за №889-м удостоен Благословения Святейшего Синода. 28 марта 1882 года награждён Синодальною Скуфьею. В 1887 году его старанием произведён ремонт церкви.

    Обращает на себя внимание тот факт, что отец Исайя Чубук неоднократно отмечался Епархиальным начальством за радетельное отношение к состоянию храма (своевременные ремонты, починки и пр.) и при нём здание церкви всегда находилось в благопристойном виде.

    Здесь сразу также можно заметить, что и самым долголетним священником избештского прихода, прослужившим в нём несколько десятилетий, был именно отец Исайя. Поэтому, нам кажется, не излишне будет привести более подробные сведения о его семье, поскольку, может быть, потомки священника Чубука и до настоящего времени проживают в селе Избешты. Жена –   Иоанна Георгиевна, дочь священника Стериовича. Дети их: Иоанн, род. в 1851 г., женат, проживал в Избештах; Мария, род. в 1853 г., замужем за священником с. Бардар, Кишиневского уезда, Александром Гросулом; Елизавета, род. в 1856 г., замужем за псаломщиком с. Бардар, Кишиневского уезда, Михаилом Скиду; Симеон, род. в 1859 г., священник в с. Молешты, Белецкого уезда; Гликерия, род. в 1864 г., замужем за священником с. Ченак, Бендерского уезда Василием Воловеем; Наталия, род. в 1865 г., обучалась до 4-го класса в Кишиневском Епархиальном женском училище, жила при родителях; Варвара, род. в 1868 г., окончила курс Кишиневского Епархиального женского училища, замужем за священником Андреем Маданом; Георгий, род. в 1869 г., обучался в Кишиневской Духовной семинарии.

С 1898 г.    –    о. Андрей (Васильевич) Мадан, род. 28 октября 1869 г. в с. Трушены, Кишиневского уезда;сын псаломщика;15 июня 1889 г. окончил курс учения  в Кишиневской Духовной семинарии по второму разряду и указомКонсистории определён псаломщиком к Михайловской церкви с.Гертоп-Маре, Оргеевского уезда.19 сентября 1891 г. Преосвященным Аркадиемрукоположен во диакона к той же церкви.1 октября 1891 г. Преосвященным Исаакием, епископомКишиневским и Хотинским рукоположен во священникак Михайловской церкви с. Богены, Белецкого уезда.21 сентября 1892 г. переведён по прошению к Михайловской церкви с. Бошканы, Оргеевского уезда.21 мая 1898 г. переведён по прошению к Михайловской церкви с. Избешты, Оргеевского уезда.Жена – Варвара Исаевна, дочь священника Чубука (в 1903 г. священник Мадан скончался в довольно молодом возрасте).

С 1903 г.     –    о. Антоний Жеманян, род. в 1872 г.15 июня 1895 г. окончил полный курс наук Кишинёвской Духовной семинарии.4 февраля 1896 г. назначен священником к церкви с. Збироае, Кишинёвского уезда.4 августа 1903 г., переведён священником к церкви с. Избешты, Оргеевского уезда.С 1909 г. до 1912 г. состоял в должности помощника Благочинного Оргеевского уезда.Прослужил до 1918 года и, вероятно, далее.

С 1922 г.    –    о. Андрей Гросу, род. в 1875 г., окончил полный курс наук Кишинёвской Духовной семинарии в 1899 г. В 1922 г. определён священником к церкви села Избешты,где прослужил, как минимум, до 1942 г. и, возможно,далее. К 1930-м годам возведён в сан протоиерея.

С 1988 г.  –  о. Иоанн Руснак, на долю которого выпало духовное возрождение христианской общины.

С 1997 – 1998 г. – о. Пётр Мыцу, а с 1998 – 2002 г. служил о. Андрей Продан.

С 2 февраля 2002 г. и по сей день служит прот. Виктор Ганган.

Calendar Creștin Ortodox
Arhiva Video
Filme Ortodoxe Online

FILME ORTODOXE

Biblia Ortodoxa online
Editura Sf. Mina

Editura Agaton

Moldova pentru viață